ЛОМАКИН, Гавриил Якимович [25.III(6.IV)1812 - 21.V(2.VI).1888] - композитор, из крепостных графа Н. П.
Шереметева. Род. в сл. Борисовке Курской губернии в семье приказчика.
В детстве начальное певческое воспитание получил в борисовской полупрофессиональной капелле и в хоре Николаевской церкви, где был солистом. В 1822 был отправлен в школу при Петербургской певческой капелле гр. Д. Н.
Шереметева. С 1825 руководителем капеллы и учителем вокала Л. стал приглашённый Д. Н. Шереметевым капельмейстер Императорских театров, учитель пения Петербургского театрального училища и Смольного института итальянец Антонио Сапиенца. В 1830 гр. Д. Н. Шереметев оставил Л. преподавать в школе певчих и одновременно назначил его руководителем певческой капеллы, которой Л. руководил до 1872. Столкнувшись с полной музыкальной безграмотностью своих хористов, Л. переводит на русский язык 22 тома теоретических и "инструктивных" работ известного чешского теоретика, композитора Антонина Рейха. Вскоре молва о талантливом хормейстере облетела столицу. Л. наперебой приглашают преподавать пение чуть ли не во все её учебные заведения: Павловский кадетский корпус, Воспитательное общество благородных девиц, Смольный институт, Придворную певческую капеллу, Лицей, Пажеский корпус, ряд гимназий. Успех хора у публики был настолько велик, что в 1838 Д. Н. Шереметев счёл необходимым в отношении Л. принять редкое решение: "Регенту Гавриле Акимову за старание при исправлении своей обязанности и успехи, оказываемые певческим хором, дал я отпускную на вечную свободу, коего и оставить при занимаемой им должности с производством получаемого ныне жалования и прочего содержания". После получения вольной Л. быстро становится одной из главных фигур музыкального Петербурга, прочная дружба связывает его с М. И. Глинкой и другими музыкантами. В 1839 М. И. Глинка посвящает Л. романс "Не требуй песен от певца". По инициативе Матвея Юрьевича
Виельгорского Л. был приглашён в состав ведущих педагогов музыкальных классов Русского музыкального общества и привлечён в состав руководства.
Вершина деятельности Л. приходится на 1862, когда он стал первым директором Бесплатной музыкальной школы, которую Л. основал вместе с М. А. Балакиревым. Однако по мере успехов Бесплатной школы учащались и нападки на неё реакционных критиков, которые Л. переживал болезненно. В начале 1868 он отказался от управления школой. Покинув её, Л. несколько лет руководил хором гр. Шереметева. В начале 1870-х Л. содержал хор на свои средства, так как материальное положение графа пошатнулось. Он вкладывает в хор все свои сбережения и кое-как удерживает роспуск капеллы до мая - июня 1872. Последние годы жизни Л. снова посвятил организации небольшой капеллы у Шереметевых - камерного хора из 14 человек, который в короткий срок достиг тонкости и совершенства исполнительского мастерства.
Л. является автором хоровых произведений и переложений для хора, а также пособий: "Краткая метода пения" (1878), "Руководство к обучению пению в народных школах", "Автобиографические записки" (1886) и др. Л. принёс на концертную эстраду интонационный стиль церковного пения. В его собственных произведениях сочетались древнерусские напевы с хоровой техникой старых западноевропейских мастеров. Л. одним из первых в России начал создавать хоровые обработки народных песен.